Как правильно хранить и когда менять антифриз?

Антифриз обеспечивает работу всей системы охлаждения двигателя в автомобиле. Однако как и моторное масло, он засоряется и испаряется, а срок его годности ограничен. Это может привести к проблемам с ДВС. В этой статье мы рассказываем о том, как работает антифриз в автомобиле, как правильно хранить его перед заливкой и когда нужно менять охлаждающую жидкость. Поехали!

Зачем в автомобиле используется антифриз?

При работе двигатель неизбежно и крайне сильно нагревается. Из школьного курса физики известно, что при повышенной температуре вещества расширяются. То же происходит и с деталями двигателя. Без качественного охлаждения поршни в ДВС расширятся за 20 минут и мотор просто не сможет работать. Чтоб этого избежать, во всех современных автомобилях предусмотрена система охлаждения. Антифриз, он же охлаждающая жидкость, — это основной ее элемент. Именно она отвечает за охлаждение элементов двигателя. Антифриз циркулирует в полостях между цилиндром и стенками двигателя. Система также включает в себя радиатор, помпу для перекачки состава и датчик, который фиксирует температуру и уровень жидкости. Данные с него выводятся на приборную панель. Проблемы в работе системы охлаждения могут привести к быстрому выходу ДВС из строя.

Что представляет собой антифриз и почему возникает необходимость его замены?

Первые системы охлаждения в автомобилях были воздушными, затем для эффективности в них начали использовать дистиллированную воду. В 90-е годы прошлого века начали применять специальную жидкость — «Тосол». На смену ему и пришли современные антифризы. Охлаждающие жидкости должны решать две задачи:

  1. Обеспечивать хороший теплообмен. Это необходимо для того, чтобы температура двигателя не выходила за рамки нормы даже при повышенных нагрузках.
  2. Защищать от ржавчины элементы системы охлаждения. Они всегда находятся в контакте с жидкостью, поэтому особенно подвержены коррозии.

Эффективность антифриза в решении этих задач напрямую зависит от его состава и срока его годности. Сегодня выпускают 2 основных типа охлаждающих жидкостей:

  1. Силикатные. К этому типу относится «Тосол». В состав этого расходного материала входят различные соли неорганических кислот. Свое название данная категория получила за счет силикатов, которые применяются в присадках. Они способствуют образованию на внутренних компонентах системы охлаждения защитной пленки, которая предотвращает коррозию, то есть появление ржавчины. Проблема состоит в том, что присадки на основе силикатов снижают теплопроводность, в результате чего страдает теплообмен. Если в работе двигателя имеются проблемы, использование расходных материалов из данной категории не даст должного эффекта и ДВС все равно будет перегреваться. Это может привести к серьезным проблемам с мотором, на устранение которых владельцу современного автомобиля придется выделить значительные средства. Второй недостаток силикатных антифризов — ограниченный срок годности и хранения. Свою эффективность они сохраняют примерно до 30 000 км пробега, после чего антикоррозийные свойства присадок начинают ухудшаться.
  2. Карбоксилатные. В отличие от расходных материалов из предыдущей группы, их состав формируется на базе органических кислот. В отличие от силикатных охлаждающих жидкостей, карбоксилатные более качественные и могут работать в более широком температурном диапазоне. Второе важное преимущество состоит в том, что защитная антикоррозийная пленка образуется только на участках, где уже имеется коррозия и не позволяет ей распространяться. Благодаря этому элементы ДВС не подвержены ржавчине, а теплообмен не ухудшается. Кроме этого, карбоксилатные расходные материалы в целом более стабильны. Срок годности и хранения таких жидкостей достигает пяти лет, а использовать их можно до 200 000 км пробега и более.

Как мы уже отметили, даже в современных антифризах пакет присадок рано или поздно теряет свои технические свойства. После истечения срока годности расходный материал менее эффективно отводит тепло от элементов двигателя и не защищает систему охлаждения от ржавчины. Коррозия со временем может приводить к образованию осадка, из-за которого каналы сужаются и не пропускают достаточно охлаждающей жидкости. Результат — возможный перегрев двигателя при высоких нагрузках или в жаркую погоду, а затем — дорогой ремонт.

Чтобы этого не допустить, охлаждающую жидкость нужно регулярно менять, причем не стоит дожидаться истечения срока годности и хранения. Однако перед этим необходимо учесть несколько нюансов: в ряде случаев антифриз можно просто долить до нужного уровня, в других потребуется полностью слить отработанный расходный материал и промыть всю систему охлаждения. Об этих нюансах мы расскажем далее.

Можно ли использовать в системе охлаждения дистиллированную воду?

Она просто не обеспечивает достаточной эффективности. В отличие от антифриза, дистиллированная вода замерзает при 0 ℃. В большинстве современных радиаторов она быстро превратилась бы в лед. Основой для многих составов является этиленгликоль, который не замерзает даже при -40℃. Кроме этого, дистиллированная вода не обладает достаточной теплопроводностью. Она быстро нагревается и остывает, поэтому не охлаждает двигатель эффективно. Наконец, дистиллированная вода, в отличие от этиленгликоля, не является хорошей основой для пакета присадок и может привести к образованию ржавчины.

Какие варианты антифриза представлены на рынке?

Выбор у автовладельцев достаточно большой. В продаже имеются и силикатные, и карбоксилатные антифризы. К числу популярных относятся

  • «Аляска». Антифриз российского производства. Уступает в эффективности многим зарубежным продуктам, но продается повсеместно и не требует существенных затрат на покупку;
  • карбоксилатные антифризы от AGA, Lukoil, и других брендов. Эти составы можно найти в специализированных автомагазинах. У каждого продукта есть свои плюсы и минусы, но все они должны быть изготовлены в соответствии с европейскими стандартами. Обеспечивают высокую эффективность на 200 000 километров пробега и более.

В этом разделе мы не можем не затронуть еще одну тему: контрафактная продукция. К сожалению, ее процент может быть весьма высоким в зависимости от магазина. Зачастую покупателям под видом дорогой незамерзайки подсовывают более дешевый расходный материал, а иногда — откровенную подделку. Отличить состав по внешнему виду практически невозможно, а упаковку можно подделать.

Контрафактная незамерзайка обычно быстро теряет защитные технические свойства (или не обладает ими вовсе). Если вы заметили, что антифриз быстро нагревается, охлаждающая жидкость стала более темной, а в системе охлаждения появилась ржавчина и осадок — вас обманули. Некачественный состав лучше заменить сразу, иначе он может привести к перегреву ДВС.

Как купить оригинальный антифриз?

Первый и наиболее очевидный совет — покупать расходные материалы только в доверенных магазинах, а лучше — в крупных сетях. Риск в этом случае значительно ниже, ведь у продавца есть проверенные поставщики, а компания дорожит своей репутацией.

Второй важный совет — обращайте внимание на срок годности и замены антифриза. Если он истекает, купите другой продукт. Мошенники нередко меняют дату производства на более «новую». При этом исправленные цифры могут быть размыты. Если вы это заметили — откажитесь от покупки.

Обязательно обращайте внимание и на упаковку. Крупные производители защищают их от подделки путем размещения водяных знаков, наклеек, кодов и так далее. На сайтах компаний вы всегда сможете найти подобную информацию и проверить подлинность товара.

Когда нужна замена антифриза?

Давайте рассмотрим все случаи, в которых это необходимо.

  1. При истечении срока годности антифриза. Период, в течение которого охлаждающая жидкость сохраняет свои технические свойства, всегда указан на упаковке. Срок годности антифриза обычно составляет от трех до пяти лет. Производитель дает рекомендации по двум основным показателям: времени службы и пробегу автомобиля. В среднем срок годности антифриза составляет порядка пяти лет для карбоксилатных составов и несколько меньше — для силикатных. В случае с пробегом ситуация похожа. На силикатном антифризе можно проехать до 30 000 километров, на карбоксилатном — до 200 000 километров. Превышать срок годности и замены охлаждающей жидкости, указанный производителем, не следует, так как за основу берутся предельные данные. Поэтому всегда важно знать, когда был залит предыдущий состав.
  2. При ухудшении защитных свойств антифриза. Во многих ситуациях антифриз перестает выполнять свои функции раньше определённого производителем срока годности. Обычно это случается, если машина эксплуатируется на предельных мощностях и двигатель часто нагревается сильнее обычного. Если в системе охлаждения образуется осадок и/или ржавчина, требуется замена антифриза, а также проверка помпы.
  3. При образовании пены. Ее не должно быть в расширительном бачке. Образование пены говорит о том, что жидкость не справляется со своими функциями и требует замены.
  4. Если охлаждающая жидкость поменяла свой цвет. Антифриз со временем становится более темным, так как в нем со временем скапливаются следы ржавчины. Если охлаждающая жидкость имеет оттенок, отличный от оригинального, значит срок ее годности подходит к концу. Однако может быть и так, что расходный материал становится более темным через несколько недель или месяцев после того, как вы его залили. Проблема в таких случаях обычно состоит в том, что вы купили контрафактную незамерзайку или антифриз, срок годности и хранения которого близок к концу. Цвет охлаждающей жидкости может становится более темным из-за попадания в систему охлаждения моторного масла. В этом случае советуем также обратить внимание на крышку расширительного бачка: на ней обычно скапливается эмульсия. Если вы заметили упомянутые проблемы, кроме замены охлаждающей жидкости рекомендуется как можно быстрее провести промывку системы и пройти ТО.
  5. Если вы добавляли в расширительный бачок дистиллированную воду. К такой мере приходится прибегать, если в дороге уровень антифриза упал ниже допустимого. Охлаждающая жидкость имеет точную формулу, а добавление дистиллированной воды может снизить ее эффективность. На смеси можно доехать до ближайшего автоцентра, после чего рекомендуется полностью слить расходный материал, промыть систему охлаждения и залить новый антифриз.
  6. Если вы приобрели некачественную продукцию. Это легко заметить, если после заливки охлаждающей жидкости двигатель начал часто перегреваться. В этом случае возникает необходимость замены: старый антифриз необходимо слить, промыть систему охлаждения и залить новый, более качественный. Если этого не сделать, некачественная жидкость может привести к серьезным проблемам с мотором.

Как правильно хранить незамерзающую жидкость?

Помните, что срок годности антифриза не совпадает со сроком хранения. В герметичной таре от производителя охлаждающей жидкость может находиться до пяти лет. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Нельзя допускать попадания прямых солнечных лучей на тару с антифризом. Они не только повышают температуру состава, но и могут быть причиной разгерметизации упаковки.
  2. Правильно хранить антифриз только в заводской таре. Это единственный способ гарантировать герметичность. Использовать другие емкости можно только в крайних случаях.
  3. Правильно хранить охлаждающую жидкость следует при температуре воздуха не выше +15 ℃. Удачным место для хранения будет гараж, если в нем установлено охлаждение. Он защитит герметичную тару не только от попадания солнечных лучей, но и от перегерева.
  4. Если вы храните антифриз в открытой канистре или в другой таре, подкладывайте под колбу влагонепроницаемый уплотнитель и плотно закручивайте крышку.
  5. Осенью и зимой не допускайте переохлаждения жидкости. Оптимальная температура хранения — не ниже +2 ℃.

Если на упаковке указаны другие рекомендации производителя, их также необходимо соблюдать. Если хранить антифриз правильно, он не потеряет своих технических свойств до окончания определенного срока.

Как заменить антифриз в автомобиле?

Начнем с хорошей новости: все манипуляции, в том числе промывку системы охлаждения, можно выполнить самостоятельно, не обращаясь на станцию технического обслуживания. Работать лучше в гаражных условиях, так как в процессе понадобится смотровая яма. Можно также использовать подъемник. Вся процедура займет порядка получаса. Для работы нужно подготовить новую незамерзайку, а также открытую канистру для слива отработанной жидкости. Порядок действий по замене охлаждающей жидкости следующий:

  1. Машину необходимо установить на подъемник или на смотровую яму.
  2. Далее необходимо удалить крышку со сливного отверстия расширительного бачка.
  3. Если система охлаждения в автомобиле снабжена клапаном, его необходимо открыть. Если же вместо него на сливном отверстии установлена пробка, открутите ее.
  4. Слейте отработанный расходный материал в заранее заготовленную тару. Примерный объем жидкости в системе охлаждения — порядка 10 литров.
  5. Чтобы полностью удалить старый антифриз, включите печку на максимум и заведите двигатель на 2-3 минуты.
  6. После сливания жидкости закройте пробку или клапан.
  7. Залейте новый антифриз в расширительный бачок. Не превышайте отметку MAX.
  8. Заведите двигатель и дайте мотору поработать 15-20 минут. Когда ДВС прогреется, снова открутите пробку и проверьте уровень антифриза. Если необходимо, добавьте расходного материала до уровня MAX.

Мы настоятельно советуем обращаться в специализированные центры для замены антифриза. Ошибки в процессе могут привести к серьезным ожогам и другим травмам.

Мы надеемся, что в статье смогли ответить на все ваши вопросы о незамерзающих жидкостях. Если вам нужна дополнительная информация, обращайтесь к специалистам АВТОМАГ на сайте или в магазинах нашей сети.

Другие статьи
Даже опытный автомобилист может столкнуться с ситуацией, когда внезапно застрял в многочасовой пробке, не успев при этом вовремя заехать на заправку, или же в долгом путешествии еле-еле дотянул до АЗС, а там нет бензина. Чтобы не оказаться в таком затруднительном положении, с собой должна быть канистра с топливом.
Представляем вашему вниманию яркие новинки от DoctorWax
Часто причиной течи МКПП становятся «задубевшие» сальники, потерявшие эластичность. Рассказываем, как устранить или значительно уменьшить течь с помощью специального герметика.
Разбираемся, чем отличаются антикоррозионные составы для обработки днища, колесных арок и скрытых полостей кузова автомобиля.
Предлагаем несколько практических советов, которые помогут вам уберечь щетки стеклоочистителя от преждевременного износа.
Мы используем файлы cookie.